Градостроительство конца ХIX - начала XX в.
Важные научные и технические открытия в промышленном производстве и строительстве железных дорог, развитие торговли были причинами глубоких изменений в градостроительстве. В XIX столетии в новых районах городов развивалась уличная сеть с прямоугольными кварталами, которая обеспечивала известные удобства для разбивки земельных участков, а главное упорядочивала транспортную сеть в городах.
Центральные районы городов обеспечивались общим водопроводом, канализацией, мостовыми и уличным освещением. Вместе с тем в строительстве крупных городов отсутствовали единые планы застройки. Интересы предпринимателей в вопросах градостроительства противоречивы, и каждый владелец участка решает вопрос о характере его застройки с позиций собственных выгод.
Первые жилые районы для рабочих, появившиеся в Англии, представляли собой построенные в один ряд индивидуальные дома-казармы без необходимых гигиенических условий. В таких поселках, расположенных вблизи фабрик, отсутствовали какие-либо градостроительные и тем более художественные идеи. Градостроительство в малых городах и поселках целиком перешло в руки инженеров-планировщиков, основной задачей которых было деление строительных участков.
В связи с новыми потребностями и техническими возможностями в XIX в. велись поиски новой структуры города. Градостроители Англии начали первыми вести теоретические разработки функционально и художественно объединенных городских ансамблей. Так, социалист-утопист Роберт Оуэн (1771 —1858) запроектировал Нью-Ланарк — коллективный городок в форме жилого квартала на 2500 жителей.
Фабричный посёлок Нью-Ланарк.
В центре квартала намечался парк с общественными помещениями, а вокруг него Оуэн предполагал разместить промышленное и сельскохозяйственное производство.
Во Франции поиски форм нового города протекали позже. Начиная с 1850 г. существенно изменилась структура средневекового Парижа. На месте крепостных стен и узких улиц по проекту Османа в 1860—1870 гг. было проложено несколько новых бульваров, перестроены парки.
Большое значение для обогащения архитектуры столичных городов имели всемирные промышленные выставки, сопровождаемые строительством уникальных зданий. В частности, в период Всемирной выставки 1889 г. в Париже Марсово поле обогатилось Эйфелевой башней — выдающимся сооружением того времени, представлявшим собой металлическую конструкцию высотой 300 м.
Эйфелева башня в 1900 г.
Капиталистические города в отличие от средневековых с течением времени превратились в многофункциональные. Кроме традиционной культурной роли город стал не только центром промышленного производства, но также финансовым и торговым центром.
Территории городов стали резко делиться на две группы: в центрах концентрировалось строительство административных зданий, универмагов, предприятий оптовой и розничной торговли, жилищ крупной буржуазии, банков и финансовых учреждений, а также культурно-бытового назначения. На окраинах городов размещались производственные предприятия, склады, а также жилища для трудящихся в виде домов казарменного типа и бараков.
Вся эта застройка, продвигавшаяся за черту города, изменяла окружающий ландшафт и поглощала близлежащие сельские поселения. Значительная часть трудового населения строила для себя примитивные жилища в пригородах, выраставших позднее в целые кварталы.
Тектоника зданий при капитализме более всего определяется ожидаемой прибылью. Художественный же облик города складывался в результате появления крупных зданий в случайных местах. Так важнейшие архитектурные памятники заслонялись новой застройкой. Конкурирующие между собой по высоте здания торговых фирм, в частности универмаги, стали доминантами городов. Высота застройки, определяющая силуэты городов, стала также функцией стоимости строительных участков, примерами чему служат Нью-Йорк и Чикаго со скоплением в них небоскребов.
Эмпайр-Стейт-Билдинг ночью.
Прямоугольная система планировки улиц занимала ведущую роль в конце XIX — начале XX в., что благоприятствовало строительству больших жилых домов. Для градостроительства XIX в. характерно применение многочисленных скрещиваний улиц, а также прямолинейной и радиальной систем. Преобладала прямоугольная уличная сеть. Радиальная схема планировки иногда оказывалась более выгодной в транспортном отношении при расширении городов.
В городах XIX в. комплексные художественные мероприятия градостроительства были также отодвинуты на второй план большим количеством новых технических проблем. Бульвары многих крупных городов вытеснялись растущим транспортом, улицы превращались в транспортные магистрали, а площади — в перекрестки.
Эстетические ценности начинают пониматься по-новому — с позиций только технической целесообразности градостроительных мероприятий. В конце XIX в. разрушаются упорядоченные при классицизме формы городов без возникновения новых.