Расширенный поиск проектов
Проекты домов
по категориям
Проекты домов
по материалам
Проекты
строений
Список форумов

Страницы: 1
  Просмотров: 46522Тема: «Архитектура и градостроительство эпохи возрождения, Эпоха возрождения» в форуме: История и основы архитектуры
#1
Архитектура и градостроительство эпохи возрождения

С конца XIII в. в Италии, а с XV—XVI вв. во Франции и Англии развивалась торговля, совершенствовалась техника. Особенно благоприятные условия для развития культуры и зодчества в XIV—XV вв. сложились в северных городах Италии. В области градостроительства Возрождение открыло новые формы для образования жизненной среды человека.


Рис.1 Французское рококо Амалиенбург под Мюнхеном.

Градостроительство.

Особенностью итальянского Возрождения в области градостроения являлись поиски решений основных элементов города, главным образом площадей, монументальных зданий, парков и жилых улиц. Возрождение как новое мировоззрение и новый художественный стиль возникло в Италии в конце XIV в. Первые градостроительные идеи представляли город в виде архитектурного единого целого по заранее составленному плану. Под влиянием этих идей вместо узких и кривых средневековых переулков в итальянских городах стали появляться прямые более широкие улицы, застроенные крупными зданиями.


Рис.2 Сант-Агостино, Рим, Джакомо Пьетрасанта, 1483

Видным архитектором-теоретиком, занимавшимся проблемами идеального города, был А. А. Филарете, предложивший впервые в проекте города применять вместо прямоугольной схемы планировки средневековых городов-колоний радиальную уличную сеть (1460). Видный зодчий и теоретик искусств А. Б. Альберти в книге, опубликованной в 1485 г., доказывал нецелесообразность существования кривых извилистых средневековых переулков, требуя создания новых условий, при которых в городах было бы как можно больше воздуха, зелени и широко раскрывались перспективы. В проекте города Альберти отразилась классовая структура расселения с кварталами, селитебными зонами, разделенными по социальному признаку.
Планировка и архитектура площадей в эпоху Возрождения складывалась в XV—XVI вв. в Риме и других крупных городах Италии.
В этот период здесь было реконструировано несколько городов с использованием новых принципов градостроительства. В большинстве случаев дворцы в таких городах размещались на центральных площадях, представлявших собой иногда начало трехлучевых композиций. А. Палладио в «Четырех книгах об архитектуре» (1570) обосновывал идею расположения дворцов на центральных площадях, которая была использована при создании дворцовых и трехлучевых композиций вплоть до конца XVIII в. (Версаль, центральная часть Петербурга и др.).
В конце XVII в. во Франции по теоретической схеме Ж. Се-бастье Вобана были возведены сотни укреплений. После него градостроительством стали заниматься фортификационные инженеры. Постановка во главе градостроительства инженеров объясняется возникновением в широких масштабах новых проблем укреплений, канализации, водопровода, общественного освещения.
С 1820-х годов во Франции проводились большие работы по теоретическим исследованиям укрепленного города. Начиная со второй половины XVII в. в связи с развитием в городах промышленности перед градостроителями возникли острые проблемы, связанные с водоснабжением, канализацией и т. д.
Города эпохи Возрождения постепенно получали новые черты под влиянием общественных перемен. Однако из-за частной собственности на землю и отсталой техники невозможно было быстро перейти от старого города к новому. Во все периоды Возрождения основные усилия градостроителей направлялись на развитие центра города — площади и ближайших кварталов. В период расцвета монархических государств в XVIII в. ансамблям центральных площадей городов придавалось исключительное значение, как их главным украшениям. Городские площади имели в основном геометрически правильные очертания.
В начале XVII в. во Франции появились площади, имеющие сходство с итальянскими. Одними из первых в Париже были площади Вогезов и Дофина. Они имели геометрически правильные очертания и замкнутую композицию со свободным центром и застройкой плотными рядами домов. По периметру площадей нередко сооружались аркады. Связь с городом обеспечивалась через один или два узких проезда.


Рис.3 Площадь Вогезов. Париж.

В эпоху Возрождения, в особенности барокко большое внимание уделялось архитектуре центральных улиц. Так, в XVII в. главные улицы Рима и других крупных городов начали приобретать вид широких проспектов-аллей. В первой половине XVIII в. в Риме был построен километровый проспект, начинающийся от площади дель Пополо (рис.4); он замыкался обелиском и собором. Широкие городские проспекты получили торжественный вид благодаря свободному пространству перед рядами зданий примерно одинаковой высоты и искусно включенным в ансамбли живописным деревьям.


Рис.4 Площадь дель Пополо в Риме

В XVII в. возникают новые элементы городов — крупные ансамбли.
С XVIII в. площадь перестает рассматриваться как самостоятельная градостроительная единица; она входит как элемент архитектурного ансамбля центральной части города, в котором играет ведущую роль.
Одним из таких примеров в области градостроительства того времени является Версаль, служивший при Людовике XIV и его преемниках королевской резиденцией.


Рис.5 Версаль. Оранжерея.

Строительство всего комплекса дворца и большого парка вблизи Парижа было начато в середине XVII в. и закончено в начале XVIII в. Главным композиционным центром является королевский дворец, перед которым расположена обширнейшая площадь Армии (рис. 6, б).


Рис.6 Примеры трехлучевых композиций плана: а) Рима; б) Версаля; в) Петербурга; 1 - дворец; 2 - Адмиралтейство

От этой площади берут начало три лучевых проспекта, образующих основные композиционные оси комплекса. С другой стороны королевского дворца был разбит парк. С прямоугольным садовым партером веерообразные аллеи сходятся в виде лучей на круглой площади. Трехлучевой прием планировки позже был использован в планировке некоторых центральных частей городов, в том числе Петербурга.


Рис.7 План Санкт-Петербурга в 1705 году

С централизацией государственной власти в Европе отпала необходимость в строительстве дорогих укреплений во всех городах; крепости сооружались только в стратегически важных точках. Городские стены в XVIII в. начали сносить. Если для архитектуры древнегреческих и римских площадей были характерны колонны и портики, то для площадей периода Возрождения новыми элементами стали аркады, развивавшиеся одновременно с развитием целых систем площадей.
В большинстве средневековых городов декоративная зелень отсутствовала. Фруктовые сады выращивались в садах монастырей; фруктовые сады или виноградники горожан находились за городскими укреплениями. В Париже в XVIII в. появляются аллеи, стриженая зелень, цветниковые партеры.
Однако парки дворцов и замков находились в частной собственности. Общественные сады в большинстве европейских городов появляются только в конце XVIII в.
Водные бассейны в средневековье, по существу, были препятствием для развития города, разделявшим его районы, и служили для узкопрактических целей. С XVIII в. реки, стали использовать как связующие элементы городов, а в благоприятных условиях — и в качестве композиционных осей. Ярким примером служит мудрое использование рек Невы и Невки в Петербурге. Строительство мостов и сооружение набережных закрепили это направление в градостроительстве.


Рис.9 Мост Петра Великого в Санкт-Петербурге

В средневековый период силуэт города в значительной мере определялся заостренными шпилями на городских управлениях, церквах и общественных зданиях. Силуэт города определяли многие мелкие вертикали и несколько доминирующих. В связи с новым художественным пониманием силуэта города постепенно устранялись высокие средневековые крыши; ренессансные здания завершались крышами с аттиками и балюстрадами.
С увеличением масштаба зданий и новыми видами покрытий силуэт города смягчается куполами плавных очертаний, получившими доминирующую роль в панорамах городов. На изменение их большое влияние оказали сады и парки, деревья которых в значительной мере скрывают застройку.
Зодчие Возрождения использовали в градостроительстве строгие средства выражения: гармонические пропорции, масштаб человека как мерило окружающей его архитектурной среды.
В связи с зарождением мануфактур в конце XVIII в. на окраинах городов появляются промышленные и рабочие районы, которые застраивались без какой-либо художественной системы, как правило, хаотично.
Профиль
Страницы: 1